Там на неведомых рулёжках Следы невиданных шасси
Итак, после нескольких срывов и переносов сроков, мы все-таки смогли окончательно назначить перевозку на 10-е декабря.
К этому моменту позади было полтора месяца весьма напряженной и утомительной подготовительной работы, на фоне которой сама перевозка начала казаться чем-то призрачным и неосязаемым. Тем не менее, подъем в пять утра был вполне реальным. Инструменты по карманам, термос в сумку – и вперед, в морозную темноту.
Скользя на гололеде, добрались до места встречи (Центральная проходная ЛИИ), обзвонили всех участников, чтобы убедиться, что все в пути, никто не сменил планы. Метнулись в город, чтобы перехватить и привести к проходным заблудившийся трал и, наконец, все вместе ввалились в бюро пропусков.
С самого начала до самого конца операции нас преследовали всевозможные задержки, но в целом все шло по плану.

читать дальше
Сбор был назначен в 9-00, но все приехали раньше, и не зря - больше часа ушло только на то, чтобы получить пропуска и пройти на территорию. В итоге до самолета мы добрались только в 10-30.
По прибытии обнаружилось, что Як-130 и окружающая площадка представляют из себя один большой сугроб. Ничего страшного, мы люди привычные, и дефицита лопат явно не наблюдается. Задача номер один – освободить фюзеляж, крылья и оперение от снега и расчехлить, подготовиться к буксировке на место погрузки. Грузиться будем на безопасном расстоянии от ангаров и других самолетов, но туда еще надо пробиться... Задача номер два – демонтировать створки шасси, выступающие за габарит, да и просто очень уязвимо расположенные.


На помощь нам приходит шнекоротор. Перед его зубами не устоит никакой снег, даже слежавшийся и промороженный.

Представители телеканалов знакомятся с самолетом...

... и тут же начинают снимать.

Кран приехал на полтора часа позже, чем ожидалось, так что к моменту начала погрузки мы уже отставали от графика на два с половиной часа (и, по правде говоря, уже махнули на него рукой и действовали по обстановке
).
Впрочем, все это время мы отнюдь не скучали: расчищали снег, выбивали насмерть примерзший гидроподъемник, определялись с количеством передаваемого вместе с самолетом оборудования и его размещением на машинах - все под неусыпным вниманием прессы.



Низкорамник примеряется к ангару, пока есть время - через час ему предстоит повторить этот маневр уже с загруженными крыльями и оперением.

Самолет освобожден, можно приступать к буксировке. Вторая створка шасси еще не снята, продолжим работу как только самолет отцепят.




Следом за самолетом мигрируют телевизионщики и наша команда.


Грузиться будем здесь - прямо напротив готовящегося к вылету Яка.

Створка побеждена!

Обсуждаем детали погрузки.


Кран наконец-то прибыл.


Перед погрузкой еще раз тщательно обмерили самолет и прицепы. Стало ясно – Як на платформу… не помещается (полуприцепы были не того типа, который использовался для предварительных расчетов). Надо или раздвигать платформу, увеличивая длину автопоезда, или придумывать что-то еще. Решение оказалось на удивление простым – самолет развернули задом наперед. Углубление между задними колесами прицепа было как будто специально сделано для передней стойки шасси.
Наступил самый ответственный момент дня.
Сейчас станет ясно, чего стоит вся наша вся подготовка.




Завести и зафиксировать стропы, приподнять самолет для определения центровки – дело нехитрое и, можно сказать, уже привычное. Точки для подъема выбрали неожиданно удачно, поэтому от пробного вывешивания сходу перешли к погрузке, благо трал заблаговременно поставили на исходную позицию.
Подняли до нужной высоты, загнали тяжеловоз под самолет, затем аккуратно опустили Як точно в нужное место, где уже установлены специальные уширители. Благодаря четким и слаженным действиям всей команды, в особенности водителя Алексея и крановщика, все это удается сделать за считанные минуты.






Оставив часть команды крепить установленный на прицеп самолет, приступаем к погрузке крыльев и оперения – время поджимает, через час-полтора уже стемнеет.


Закинуть на машину две хоть и громоздких, но относительно легких конструкции оказывается совсем не сложно.


Самые трудные и ответственные этапы погрузки позади, но расслабляться рано – впереди еще погрузка вооружения, задача не самая сложная, но предельно утомительная: грузить придется вручную, никакого грузоподъемного оборудования в ангаре нет, а кран туда не войдет. Что ж, нам не привыкать. К счастью, трал может частично зайти в ангар, и не надо ничего тащить по снегу.

Грузить вручную блоки и контейнеры весом по 150-300 кг нам не впервой.


Самолет установлен и закреплен.


Интересная ситуация - первый Як-130 собирается ехать в музей, а его потомок готовится в полет.


На дворе 15 минут пятого, начинает темнеть, а мы только-только загрузились и увязались. Быстренько сворачиваемся, отмечаем пропуска, пожимаем руки сотрудникам летной базы и выходим за проходную.
Гружусь в головную машину и готовлюсь к дороге.
Готовы отправляться!

Телевизионщики уже поджидают нас снаружи, чтобы поэффектней снять выезд тяжеловозов из ворот.

Машины стоят тут же, только по другую сторону ворот. Все ждут, что вот-вот начнется движение, но проходят 5 минут, 10… Тягачи выключают фары и маячки. Что не так? Раздается звонок – оформили не все необходимые документы, но нужные уже готовы, их вот-вот подвезут на проходную. Очередная задержка уже никого не удивляет и не раздражает, все успели устать, а ведь сама перевозка еще только-только начинается.
Наконец все формальности улажены. Машины по очереди выходят из ворот и ложатся на курс, следуя по заблаговременно забитому в навигатор маршруту в полном соответствии с разрешением на перевозку.
Практически сразу встаем в пробку прямо у забора ЛИИ. Не слишком обнадеживающее начало, но дальше дело пошло лучше – большинство водителей притормаживали и пропускали нас, то ли из вежливости, то ли чтобы удобнее было снимать редкое зрелище на мобильники
. В пробке мы потеряли от силы минут 10-15, а дальше наш путь шел ровно поперек всех основных трасс, поэтому начинающийся вечерний час пик нас не пугал. Дорога до музея заняла примерно два часа, останавливались мы всего один раз – на переезде. По дороге умудрились растерять почти весь наш эскорт, не успевавший за двумя негабаритными тяжеловозами – вот что значит водительское мастерство.
Жаль, что было уже темно и поснимать на ходу не получилось.
В пути. Вид из окна головной машины.

В Музей прибыли уже в полной темноте, поэтому для разгрузки выбрали площадку перед 8-м ангаром – единственное хорошо освещенное и достаточно просторное место.
На стоянке перед музеем.


Пока ждали опаздывающий кран, начали разгрузку оборудования и вооружения – снова вручную. К счастью, разгрузка шла ощутимо легче, плюс подключились свежие силы, ждавшие нас в музее.

Пока грузили все на телеги и прятали в ангар – подошел кран. Сняли с прицепа крылья, оперение и отпустили первую машину.

Пришло время самого долгожданного момента дня – разгрузки самолета.
В воротах Музея

Телевизионщики тоже время даром не теряли, к этому моменту вся их аппаратура была уже развернута, и на нас опять уставилось несколько камер.
Стропу при перевозке мы не снимали, так что отвязать и подготовить самолет к подъему - дело всего нескольких минут. Зацепляем и аккуратно поднимаем, трал выезжает из-под самолета, доворачиваем висящий в воздухе Як носом в нужную сторону (чтобы не разворачивать на земле), плавно опускаем – и под крики «УРА!» шасси касаются заснеженного асфальта. Все, самолет в музее!


На радостях хотели откатить его в ангар вручную, но не тут-то было – спущенное переднее колесо надежно держит самолет на месте. Ну и ладно, отбуксируем машиной.
Теперь нужно прицепить водило и отбуксировать самолет в ангар. Казалось бы, ничего сложного, но и тут пришлось применить некоторую фантазию
.


На площадке перед ангаром пытаемся привести в порядок переднее колесо, но промороженная и помятая бескамерная покрышка упорно не желает садиться на место и обжиматься. Закатим как есть. Сейчас главное - убрать самолет в ангар, с колесом разберемся потом.

Заводим Газ-66, снова цепляем водило (на этот раз штатно
). Пара минут - и Як-130 в ангаре.


Дело почти сделано, остается лишь закатить внутрь большую телегу с крыльями и оперением. Дружно впрягаемся - и телега становится бок о бок с самолетом.
Все, этот длинный день наконец закончился - можно идти греться, отдыхать и делиться впечатлениями.
P.S. Через день после всех этих событий нам нанесла визит бригада с летной базы ОКБ им. Яковлева. Осмотрела самолет и помогла установить стабилизаторы.



P.P.S. За прошедшие с того дня две недели мы уже успели: установить горизонтальное оперение и киль, отремонтировать переднее колесо (дело оказалось в отверстии под какой-то датчик, просверленном прямо в реборде), обжать и накачать на нем покрышку.


Планы пока не изменились - перезимует он в ангаре, со снятыми крыльями, а собран и установлен в экспозицию будет ближе к 9-му мая, после чего его сможет увидеть каждый посетитель нашего музея.
В завершение я хочу поблагодарить всех, без кого эта перевозка просто не состоялась бы:
Черникова Владимира Васильевича, директора Лётно-Испытательного и доводочного комплекса,
Ремнева Валерия Дмитриевича и других сотрудников комплекса
Заместителя начальника Центрального музея ВВС Санникова Александра Васильевича
Волонтеров, спланировавших, организовавших и осуществивших эту операцию:
Дмитрия Осминского
Марию Тараненко
Владимира Сидорчука
Павла Проскурню
Евгения Овсянникова
Владимира Нимгирова
Евгения Сологубова
Матвея Домченкова
Анатолия Кузина
Андрея Флорова
Фотографов, по нашей просьбе запечатлевших события этого долгого дня:
Вячеслава Бабаевского
Сергея Рябцева
Викторию
Съемочные бригады телеканалов "Россия-1", "Звезда", "Подмосковье", "Москва-24", проделавшие с нами весь путь.
РОО АСК "Альбатрос-Аэро" в лице Лисняка Владимира Николаевича за предоставленные стропы для подъема самолета. (Кстати, эта организация достойна отдельного упоминания и не раз еще встретится в отчетах о наших работах в музее).
А ТАКЖЕ ВСЕХ, КТО ПОМОГ НАМ СОБРАТЬ НЕОБХОДИМУЮ СУММУ, ВСЕХ, КТО ПЕРЕПОСТИЛ НАШЕ ОБРАЩЕНИЕ, ВСЕХ, КТО НЕ ОСТАЛСЯ РАВНОДУШНЫМ!!!
Друзья, ещё раз хотим выразить вам самую искреннюю признательность - только благодаря вашей помощи эта перевозка осуществилась, причём очень быстро (кто знает, как пережил бы зиму под открытым небом разобранный самолёт). Большое всем вам спасибо! Приглашаем всех в музей весной - познакомиться с главным героем этих событий - Як-130Д.
К этому моменту позади было полтора месяца весьма напряженной и утомительной подготовительной работы, на фоне которой сама перевозка начала казаться чем-то призрачным и неосязаемым. Тем не менее, подъем в пять утра был вполне реальным. Инструменты по карманам, термос в сумку – и вперед, в морозную темноту.
Скользя на гололеде, добрались до места встречи (Центральная проходная ЛИИ), обзвонили всех участников, чтобы убедиться, что все в пути, никто не сменил планы. Метнулись в город, чтобы перехватить и привести к проходным заблудившийся трал и, наконец, все вместе ввалились в бюро пропусков.
С самого начала до самого конца операции нас преследовали всевозможные задержки, но в целом все шло по плану.

читать дальше
Сбор был назначен в 9-00, но все приехали раньше, и не зря - больше часа ушло только на то, чтобы получить пропуска и пройти на территорию. В итоге до самолета мы добрались только в 10-30.
По прибытии обнаружилось, что Як-130 и окружающая площадка представляют из себя один большой сугроб. Ничего страшного, мы люди привычные, и дефицита лопат явно не наблюдается. Задача номер один – освободить фюзеляж, крылья и оперение от снега и расчехлить, подготовиться к буксировке на место погрузки. Грузиться будем на безопасном расстоянии от ангаров и других самолетов, но туда еще надо пробиться... Задача номер два – демонтировать створки шасси, выступающие за габарит, да и просто очень уязвимо расположенные.


На помощь нам приходит шнекоротор. Перед его зубами не устоит никакой снег, даже слежавшийся и промороженный.

Представители телеканалов знакомятся с самолетом...

... и тут же начинают снимать.

Кран приехал на полтора часа позже, чем ожидалось, так что к моменту начала погрузки мы уже отставали от графика на два с половиной часа (и, по правде говоря, уже махнули на него рукой и действовали по обстановке

Впрочем, все это время мы отнюдь не скучали: расчищали снег, выбивали насмерть примерзший гидроподъемник, определялись с количеством передаваемого вместе с самолетом оборудования и его размещением на машинах - все под неусыпным вниманием прессы.



Низкорамник примеряется к ангару, пока есть время - через час ему предстоит повторить этот маневр уже с загруженными крыльями и оперением.

Самолет освобожден, можно приступать к буксировке. Вторая створка шасси еще не снята, продолжим работу как только самолет отцепят.




Следом за самолетом мигрируют телевизионщики и наша команда.


Грузиться будем здесь - прямо напротив готовящегося к вылету Яка.

Створка побеждена!

Обсуждаем детали погрузки.


Кран наконец-то прибыл.


Перед погрузкой еще раз тщательно обмерили самолет и прицепы. Стало ясно – Як на платформу… не помещается (полуприцепы были не того типа, который использовался для предварительных расчетов). Надо или раздвигать платформу, увеличивая длину автопоезда, или придумывать что-то еще. Решение оказалось на удивление простым – самолет развернули задом наперед. Углубление между задними колесами прицепа было как будто специально сделано для передней стойки шасси.
Наступил самый ответственный момент дня.
Сейчас станет ясно, чего стоит вся наша вся подготовка.




Завести и зафиксировать стропы, приподнять самолет для определения центровки – дело нехитрое и, можно сказать, уже привычное. Точки для подъема выбрали неожиданно удачно, поэтому от пробного вывешивания сходу перешли к погрузке, благо трал заблаговременно поставили на исходную позицию.
Подняли до нужной высоты, загнали тяжеловоз под самолет, затем аккуратно опустили Як точно в нужное место, где уже установлены специальные уширители. Благодаря четким и слаженным действиям всей команды, в особенности водителя Алексея и крановщика, все это удается сделать за считанные минуты.






Оставив часть команды крепить установленный на прицеп самолет, приступаем к погрузке крыльев и оперения – время поджимает, через час-полтора уже стемнеет.


Закинуть на машину две хоть и громоздких, но относительно легких конструкции оказывается совсем не сложно.


Самые трудные и ответственные этапы погрузки позади, но расслабляться рано – впереди еще погрузка вооружения, задача не самая сложная, но предельно утомительная: грузить придется вручную, никакого грузоподъемного оборудования в ангаре нет, а кран туда не войдет. Что ж, нам не привыкать. К счастью, трал может частично зайти в ангар, и не надо ничего тащить по снегу.

Грузить вручную блоки и контейнеры весом по 150-300 кг нам не впервой.


Самолет установлен и закреплен.


Интересная ситуация - первый Як-130 собирается ехать в музей, а его потомок готовится в полет.


На дворе 15 минут пятого, начинает темнеть, а мы только-только загрузились и увязались. Быстренько сворачиваемся, отмечаем пропуска, пожимаем руки сотрудникам летной базы и выходим за проходную.
Гружусь в головную машину и готовлюсь к дороге.
Готовы отправляться!

Телевизионщики уже поджидают нас снаружи, чтобы поэффектней снять выезд тяжеловозов из ворот.

Машины стоят тут же, только по другую сторону ворот. Все ждут, что вот-вот начнется движение, но проходят 5 минут, 10… Тягачи выключают фары и маячки. Что не так? Раздается звонок – оформили не все необходимые документы, но нужные уже готовы, их вот-вот подвезут на проходную. Очередная задержка уже никого не удивляет и не раздражает, все успели устать, а ведь сама перевозка еще только-только начинается.
Наконец все формальности улажены. Машины по очереди выходят из ворот и ложатся на курс, следуя по заблаговременно забитому в навигатор маршруту в полном соответствии с разрешением на перевозку.
Практически сразу встаем в пробку прямо у забора ЛИИ. Не слишком обнадеживающее начало, но дальше дело пошло лучше – большинство водителей притормаживали и пропускали нас, то ли из вежливости, то ли чтобы удобнее было снимать редкое зрелище на мобильники

Жаль, что было уже темно и поснимать на ходу не получилось.
В пути. Вид из окна головной машины.

В Музей прибыли уже в полной темноте, поэтому для разгрузки выбрали площадку перед 8-м ангаром – единственное хорошо освещенное и достаточно просторное место.
На стоянке перед музеем.


Пока ждали опаздывающий кран, начали разгрузку оборудования и вооружения – снова вручную. К счастью, разгрузка шла ощутимо легче, плюс подключились свежие силы, ждавшие нас в музее.

Пока грузили все на телеги и прятали в ангар – подошел кран. Сняли с прицепа крылья, оперение и отпустили первую машину.

Пришло время самого долгожданного момента дня – разгрузки самолета.
В воротах Музея

Телевизионщики тоже время даром не теряли, к этому моменту вся их аппаратура была уже развернута, и на нас опять уставилось несколько камер.
Стропу при перевозке мы не снимали, так что отвязать и подготовить самолет к подъему - дело всего нескольких минут. Зацепляем и аккуратно поднимаем, трал выезжает из-под самолета, доворачиваем висящий в воздухе Як носом в нужную сторону (чтобы не разворачивать на земле), плавно опускаем – и под крики «УРА!» шасси касаются заснеженного асфальта. Все, самолет в музее!


На радостях хотели откатить его в ангар вручную, но не тут-то было – спущенное переднее колесо надежно держит самолет на месте. Ну и ладно, отбуксируем машиной.
Теперь нужно прицепить водило и отбуксировать самолет в ангар. Казалось бы, ничего сложного, но и тут пришлось применить некоторую фантазию



На площадке перед ангаром пытаемся привести в порядок переднее колесо, но промороженная и помятая бескамерная покрышка упорно не желает садиться на место и обжиматься. Закатим как есть. Сейчас главное - убрать самолет в ангар, с колесом разберемся потом.

Заводим Газ-66, снова цепляем водило (на этот раз штатно



Дело почти сделано, остается лишь закатить внутрь большую телегу с крыльями и оперением. Дружно впрягаемся - и телега становится бок о бок с самолетом.
Все, этот длинный день наконец закончился - можно идти греться, отдыхать и делиться впечатлениями.
P.S. Через день после всех этих событий нам нанесла визит бригада с летной базы ОКБ им. Яковлева. Осмотрела самолет и помогла установить стабилизаторы.



P.P.S. За прошедшие с того дня две недели мы уже успели: установить горизонтальное оперение и киль, отремонтировать переднее колесо (дело оказалось в отверстии под какой-то датчик, просверленном прямо в реборде), обжать и накачать на нем покрышку.


Планы пока не изменились - перезимует он в ангаре, со снятыми крыльями, а собран и установлен в экспозицию будет ближе к 9-му мая, после чего его сможет увидеть каждый посетитель нашего музея.
В завершение я хочу поблагодарить всех, без кого эта перевозка просто не состоялась бы:
Черникова Владимира Васильевича, директора Лётно-Испытательного и доводочного комплекса,
Ремнева Валерия Дмитриевича и других сотрудников комплекса
Заместителя начальника Центрального музея ВВС Санникова Александра Васильевича
Волонтеров, спланировавших, организовавших и осуществивших эту операцию:
Дмитрия Осминского
Марию Тараненко
Владимира Сидорчука
Павла Проскурню
Евгения Овсянникова
Владимира Нимгирова
Евгения Сологубова
Матвея Домченкова
Анатолия Кузина
Андрея Флорова
Фотографов, по нашей просьбе запечатлевших события этого долгого дня:
Вячеслава Бабаевского
Сергея Рябцева
Викторию
Съемочные бригады телеканалов "Россия-1", "Звезда", "Подмосковье", "Москва-24", проделавшие с нами весь путь.
РОО АСК "Альбатрос-Аэро" в лице Лисняка Владимира Николаевича за предоставленные стропы для подъема самолета. (Кстати, эта организация достойна отдельного упоминания и не раз еще встретится в отчетах о наших работах в музее).
А ТАКЖЕ ВСЕХ, КТО ПОМОГ НАМ СОБРАТЬ НЕОБХОДИМУЮ СУММУ, ВСЕХ, КТО ПЕРЕПОСТИЛ НАШЕ ОБРАЩЕНИЕ, ВСЕХ, КТО НЕ ОСТАЛСЯ РАВНОДУШНЫМ!!!
Друзья, ещё раз хотим выразить вам самую искреннюю признательность - только благодаря вашей помощи эта перевозка осуществилась, причём очень быстро (кто знает, как пережил бы зиму под открытым небом разобранный самолёт). Большое всем вам спасибо! Приглашаем всех в музей весной - познакомиться с главным героем этих событий - Як-130Д.
@темы: Военная авиация, Музеи, Новости, Фото