Впервые разговор о возможной передаче прототипа Як-130 в Монино зашел летом 2012 года, когда бригада ОКБ им. Яковлева проводила в музее реставрационные работы. Как только теоретическая возможность превратилась в конкретный проект, незамедлительно началась работа по его реализации. Составление необходимых документов, обмен ими и всевозможные согласования заняли весь остаток лета и бОльшую часть осени. По первоначальному плану всю техническую сторону проекта (включая и саму перевозку) должна была обеспечить передающая сторона, но по ряду причин осуществить его не удалось.
К концу октября ситуация была такова: яковлевцы были готовы передать самолет, разобрать и упаковать его для перевозки, а потом обеспечить сборку и покраску, но перевезти его мы должны были сами. В любом случае, это было очень щедрое и интересное предложение, упускать такой шанс было попросту нельзя.
читать дальше
Первое знакомство
Перед нами встали два вопроса: каким образом перевезти самолет и где взять на это деньги. Музей после всех реорганизаций остался не только без финансирования, но даже и без внебюджетного счета, поэтому не мог ни осуществить такую операцию, ни финансировать ее. Эта задача целиком и полностью легла на плечи нашей организации. Мы располагали достаточно обширным опытом перевозки различных грузов, в т.ч и негабаритных, поэтому было ясно, с чего начинать – с тщательных замеров и составления схемы перевозки.
Самолет разобран и упакован - осталось перевезти.
Вооружившись рулеткой и фотоаппаратом, 25-го октября я отправился в ЛИИ. После обмера стало понятно: самолет совсем чуть-чуть, но все же не укладывается в разрешенный габарит, поэтому перевозить его можно только на специальной платформе и при наличии разрешения от дорожников и ГИБДД.
На следующем этапе нужно было составить схему размещения груза и подобрать подходящее транспортное средство, а затем определиться, каким образом будем получать разрешение – сами или обратившись в компанию, которая занимается перевозками негабарита. Вырабатывая схему транспортировки, мы перебрали колоссальное количество вариантов, среди которых были низкие платформы высотой 40 и 90 см, растентованная фура, платформа на базе мега-трейлера, раздвижной трал, эвакуаторы разных размеров и даже обычные грузовики. Основным критерием была минимальная стоимость перевозки, но без ущерба для безопасности груза и без усложнения погрузки/разгрузки. Именно поэтому мы отказались от попыток втиснуть платформу с блоком крыльев и оперением в разрешенный габарит, хотя это было технически возможно. От уборки шасси отказались по той же причине.
После двух недель расчетов и консультаций мы выбрали две основные схемы: перевозка на двух платформах либо перевозка на одной платформе, раздвинутой до 25-27 метров. В пользу первого варианта были удобство погрузки и маневрирования и, самое важное, безопасность груза. Преимуществом второго варианта была относительная (на 10-15%) дешевизна, но возможность проезда такого автопоезда по узким улицам в районе ЛИИ и въезда в музей вызывала сомнения. Окончательную точку поставили снегопады и, как следствие, резко ухудшившиеся дорожные условия – выбраны были две платформы минимально возможного размера.
Одновременно с этой работой шел процесс сбора денег. Изначально мы рассчитывали лишь на собственные силы, но почти сразу поняли, что наших финансовых возможностей не хватит. В самом лучшем случае мы смогли бы наскрести 30-40 тысяч, тогда как бюджет перевозки оценивался минимум в 60-70. Идею обратиться к широкой общественности мы сначала восприняли скептически, но все же решили попытаться – выбора-то все равно не было. Разместили просьбу о помощи на нашем и дружественных сайтах, выложили реквизиты. Первые две тысячи, поступившие на карточку Сбербанка, нас даже удивили, тем более что примерно неделю они были единственными. А затем началась цепная реакция... Наше объявление разлетелось по огромному количеству сайтов и форумов и за какие-то 2-3 недели мы собрали больше 140 тысяч рублей (подробный финансовый отчет выложен отдельно).
Определившись с расположением груза и собрав нужную сумму, мы начали плотное общение с фирмами-перевозчиками, коих к этому моменту обзвонили уже около трех десятков. Первые три компании оказались недобросовестными: сначала завлекали низкими ценами, а позже оказывалось, что эти цены, как и условия перевозки, далеко не окончательны. Другие пытались навязать нам свои условия. Одну встречу мне назначили и вовсе в несуществующем офисе. На всем этом мы потеряли примерно две недели.
В итоге мы все-таки подобрали фирму, которая взялась на приемлемых условиях выполнить перевозку, а также оформить все необходимые разрешения. Решающим фактором стала возможность осуществить перевозку днем, что значительно упрощало (и удешевляло) погрузку и делало все этапы операции значительно безопасней.
Дальше все было относительно просто. Мы заключили договор, согласовали дату и время, разослали пресс-релиз по телеканалам, пригласили авиационных блоггеров. Расчистили и подготовили в музее место для приема самолета. Еще раз проверили всю логистическую цепочку и постарались продумать каждую мелочь, начиная со сбора группы и получения пропусков и заканчивая разгрузкой и въездом в ангар музея. Разумеется, все наши планы пришлось корректировать по обстановке, но в целом, должен сказать, мы были готовы.
За это нужно сказать спасибо волонтерам Дмитрию Осминскому, вымерявшему и выверявшему с точностью до сантиметра (и пикселя) разные варианты схемы погрузки, Марии Тараненко за планомерный обзвон компаний, Владимиру Сидорчуку за организацию технической стороны сбора средств на перевозку.
Отдельное спасибо РОО АСК "Альбатрос-Аэро", обеспечившему нас стропами для безопасного подъема самолета и ремнями для его крепления, их покупка пробила бы солидную брешь в нашем бюджете, к тому моменту и без того трещавшему по швам.
И, само собой, ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВСЕМ ОТОЗВАВШИМСЯ НА НАШУ ПРОСЬБУ О ПОМОЩИ!