Всем доброго времени суток.
Направил этот пост вам и в сообщество  Акаги (Военно-Морское сообщество)
ибо однозначно определить к чему отнести эту "экзотику" не ясно.

экранопланы


Экранопланы - летательные аппараты, относящиеся к самому сложному классу авиационной техники. Эти машины движутся на границе воды и воздуха: парят над самой водой. За счет этого достигается так называемый экранный эффект: увеличение подъемной силы крыла и снижение его аэродинамического сопротивления при полете над ровной поверхностью. Наибольшие успехи в строительстве экранопланов были достигнуты в СССР. В 60-е годы в горьковском судостроительном ЦКБ по заказу ВМФ был построен гигантский корабль-макет («КМ») длиной ок. 100 метров и массой более 500 тонн, получивший прозвище «Каспийский монстр». Такого судна не было и нет во всем мире. С тех пор неоднократно предпринимались попытки наладить массовое производство экранопланов – своеобразных гибридов самолетов и кораблей.

На основе конструктивной схемы экраноплана "КМ" с начала семидесятых велась разработка экраноплана-ракетоносца проекта 903 "Лунь", оснащенного маршевыми двигателями НК-87. "Лунь" выполнен по традиционной самолетной схеме моноплана с крылом трапециевидной в плане формы и Т-образным хвостовым оперением. Центроплан крыла размещен в средней части корпуса, под днищем - гидролыжное устройство, используемое при посадке для снижения перегрузки.

К этому времени на вооружении кораблей ВМФ появилась новая противокорабельная ракета (ПКР) ЗМ-80 "Москит" ОКБ А.Я.Березняка, не имеющая аналогов в своем классе. Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем была способна пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. Ею с начала восьмидесятых начали оснащать новейшие эсминцы типа "Современный". Экранопланы, использую свою высокую скорость, могли бы наносить удары по кораблям противника на просторах Черного и Балтийского морей и легко уходить от преследования.

В 1987 году первый экраноплан-ракетоносец "Лунь", несший на себе шесть контейнеров с управляемыми противокорабельными ракетами "Москит", был достроен и поступил на испытания. Мореходность "Луня" на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов. Но начавшийся развал СССР уготовил для уникальной машины и всех экранопланов вообще печальную участь. Обвальное сокращение вооруженных сил, нарастающие экономические трудности поставили на прикол экранопланы "Орленок", а "Лунь" пытались переделать в специализированный поисково-спасательный вариант "Спасатель", но потенциальных заказчиков эта машина не нашла.


Модификация
Лунь

Размах крыла, м
44.00

Длина, м
73.80

Высота, м
19.20

Площадь крыла,м2
550.00

Масса, кг
пустого самолета
243000

максимальная взлетная
380000

Тип двигателя
8 ТРД НК-87

Тяга, кгс
8 х 13000

Максимальная скорость, км/ч
500

Практическая дальность, км
2000

Высота полета на экране, м
1-5

Мореходность, баллов
5-6

Экипаж, чел
10

Вооружение:
6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит



под катом фото
Каспийский монстр












Лунь











А вот здесь можно найти более подробную инф-ию о "КМ":
www.gazeta.lv/story/7619.html

Почитайте обязательно, это действительно Монстр.



Есть ещё и десантный экраноплан "Орленок".
Состояние "Лунь" и "Орлёнка" сейчас весьма плачевно. Об этом можно почитать здесь:
pilot.strizhi.info/2006/07/10/28