Жители Арсеньева и ряда районов северного и центрального Приморья придумывали имя новому боевому вертолету «Ка-52К». Это модификация вертолета «Ка-52», его корабельный вариант. Сам вертолет еще в разработке в конструкторском бюро Камова. А базовый вертолет «Ка-52» успешно производит арсеньевская авиакомпания «Прогресс».

Сначала был сформирован список из 100 названий, затем его сократили до 30. Список придуманных имен был передан генеральному конструктору Сергею Михееву.
На днях был получен ответ: имя новому вертолету «Ка-52К» присвоено. Пришлось выбирать между «Кайманом» и «Катраном».
читать дальше

Сначала был сформирован список из 100 названий, затем его сократили до 30. Список придуманных имен был передан генеральному конструктору Сергею Михееву.
На днях был получен ответ: имя новому вертолету «Ка-52К» присвоено. Пришлось выбирать между «Кайманом» и «Катраном».
читать дальше
К счастью или сожалению, вертолёт этот разбился, да и с самого начала был мертворожденным...
А вот корабельный Ка-52 - это интереснее. Пока, правда, не очень понятно: а какова его функция? ЗАЧЕМ на корабле иметь штурмовой вертолёт?..
Добавим ему еще возможность перехвата воздушных целей на высотах до 25 км и вся другая авиация станет не нужна
А вот зачем кораблю штурмовой всепогодный вертолёт весом в 10+ тонн, с кучей брони и ракет - это вопрос! При том, что радиус действия этого вертолёта довольно маленький, противолодочного радара на нём нет. Те цели, которые может достать Ка-52 - в принципе, может достать и корабельная ракетная батарея.
Другое дело, что даже базовый Ка-52 фактически небоеспособен, поэтому Ка-52К - это не более чем очередной мифический пиарный "вертолёт-амбиция".
Все остальные утверждения ни на чем не основаны.
Ну а насколько жизнеспособны элементы комплекса Ка-50/Ка-52/Ка-60 по отдельности - на этот вопрос ответить может только практический опыт, на основании которого уже списали Ка-50.
- Гениально! А давайте туда ещё цыган с медведями и самолёт братьев Райт? Ведь их там тоже нет!
Некоторые люди просто не понимают, что оружие нужно не само по себе как фетиш по принципу "чтобы было", а исключительно в качестве инструмента для решения каких-то конкретных задач. Проблема в том, что у нас просто нет задач, для решения которых нужен корабельный Ка-52.
Все остальные утверждения ни на чем не основаны.
- Вообще-то они основаны на достаточно глубоком понимании вопроса. У меня родители - вертолётные инженеры высшего уровня. Мать много лет работала первым помощником Главного конструктора Ка-50, а отец разрабатывал систему бронирования и отвечал за боевую живучесть. Для чего какие вертолёты нужны, как они используются и т.д. - я как бы разбираюсь.
Ну а насколько жизнеспособны элементы комплекса Ка-50/Ка-52/Ка-60 по отдельности - на этот вопрос ответить может только практический опыт, на основании которого уже списали Ка-50.
- Хватит уже эти сказки повторять! Никто Ка-50 никуда не списывал. Десяток машин до сих пор в строю. Практический опыт же можно наработать только с боеспособной техникой. Ка-52 в настоящий момент сырой как берёза в лесу весной. Это не боевой вертолёт, а недопиленная заготовка под него. А Ка-60 вообще в природе не существует.
А для решения каких задач он нужен?
Подобную аргументацию ("Нет задач!") на моей памяти применяли к 1)Стратегической авиации 2)Черноморскому флоту 3)Танкам отечественного производства, да и танкам вообще (причем совсем недавно).
- Вообще-то они основаны на достаточно глубоком понимании вопроса. У меня родители - вертолётные инженеры высшего уровня. Мать много лет работала первым помощником Главного конструктора Ка-50, а отец разрабатывал систему бронирования и отвечал за боевую живучесть. Для чего какие вертолёты нужны, как они используются и т.д. - я как бы разбираюсь.
Это радует. Возможно, наконец-то получится получить однозначный ответ на несколько вопросов.
Например, существует ли Ка-58 в реальности?
- Хватит уже эти сказки повторять!
Что из написанного мною сказки? Желательно по пунктам.
Какие задачи выполняет этот "десяток" машин? Переданы ли они армии, если да, то кому и когда?
Ка-52 в настоящий момент сырой как берёза в лесу весной. Это не боевой вертолёт, а недопиленная заготовка под него.
Вот с этим никто не спорит. Тем более, нынешние Ка-52 от прежних сильно отличаются даже визуально.
А Ка-60 вообще в природе не существует
Хм... я своими глазами видел две машины этого типа. Мне пора лечиться?
- Ка-52 нужен для целого ряда задач, но чисто армейского характера. Это машина, которая должна уничтожать танки и прочую тяжелую технику противника на средних расстояниях, а так же оказывать непосредственную поддержку войскам на поле боя. В принципе, со всеми этими задачами отлично (и даже более качественно!) справлялся и Ка-50 в ночном варианте. (Был построен один экземпляр, я лично сидел в его кабине). К сожалению, из-за непонимания рядом чиновников возможностей Ка-50, продавили создание заведомо ущербного Ка-52. Который получился тяжелее, менее маневренным и существенно менее живучим. Потом возникла идея использовать Ка-52 в качестве командирской машины для управления соединениями Ми-28Н. Дело в том, что камовские машины в натуре позволяют ОДНОМУ пилоту более эффективно выполнять задачи ДВУХ, чем это делают два в других вертолётах. Оказалось, что второй пилот в Ка-52 может просто всю дорогу ковырять в носу - всю работу способен делать один за счёт продуманной системы боевой авионики. Вот тогда-то и возникла идея сажать в качестве второго пилота некоего командира-координатора, который, не будучи занят непосредственно в управлении вертолётом и его вооружениями, мог бы руководить всем подразделением. Понятно, что на практике данная концепция никогда не отрабатывалась и существует только в теории. Есть сомнения в её целесообразности, на самом-то деле.
Проблема заключается в том, что при наличии в паре сотен километров от места действия боевого соединения кораблей, вся техника, укреплённые позиции и скопления войск противника куда проще, безопаснее и эффективнее уничтожаются корабельными ракетами. Тяжело бронированная машина, предназначенная для работы в условиях обстрела с земли, в принципе не нужна. Если существует опасность таких атак - значит надо дать ещё пару залпов с корабля. Опять-таки, если оборона не подавлена - кораблю не следует подходить так близко, как это требует радиус действия Ка-52 с боевой нагрузкой. Без боевой нагрузки у него дальность большая, но какой тогда смысл вообще взлетать?
Это радует. Возможно, наконец-то получится получить однозначный ответ на несколько вопросов. Например, существует ли Ка-58 в реальности?
- Господи, да конечно же нет! В отличие от Ка-60 его не только в реальности, но даже на чертежах-то никогда не было. Я больше скажу, даже в мыслях! Когда появилась сборная модель такого вертолёта, рождённая воспалённой фантазией какого-то дизигнера, всё КБ ржало. С инженерной точки зрения это больше, чем просто абсурд!
Что из написанного мною сказки? Желательно по пунктам.
- Существует расхожая сказка о том, что якобы войсковые испытания Ка-50 выявили в нём некие недостатки, связанные с тем, что одного пилота мало, из-за чего его сняли с производства. Это бред на 100%.
1. Войсковые испытания выявили революционное повышение эффективности в сравнении с Ми-24.
2. Все пилоты до единого оставили восторженные отзывы.
3. Сама идея одноместного вертолёта возникла не по принципу: "А давайте мы на дурачка просто второго пилота нахер уберём", а была тщательно продумана и проработана с участием боевых лётчиков. Идея заключалась в том, что во-первых вертолёт в стопицот раз проще в пилотировании, чем одновинтовой, а во-вторых - боевая электроника берёт на себя большинство функций второго пилота. В итоге единственному лётчику проще скоординировать свои действия с самим собой, наведение оружия производится частью автоматически, а частью - интуитивно, сам вертолёт позволяет моментально поворачивать его в нужную сторону, выполнять полёто боком, мгновенно разворачиваться и т.д., благодаря чему само понятие "построение манёвра для выхода на цель" упростилось настолько, что отдельный член экипажа для этого не нужен.
Претензии были только к всепогодности и ночным действиям. Но не будем забывать, что Ка-50 - это проект 80-х годов!
Тем не менее, была разработана пропатченная модификация с ЖК-мониторами, небольшой клавиатуркой и кучей новой электроники, которая в носу имела "шарик" ночного видения и по своим возможностям отвечала самым современным требованиям. К сожалению, в рамках программы по уничтожению отечественной промышленности, серийное производство прекратили финансировать, завод развалился, а большое количество недособранных машин просто бросили гнить в Торжке под открытым небом.
Какие задачи выполняет этот "десяток" машин? Переданы ли они армии, если да, то кому и когда?
- Было построено четыре опытных машины и восемь-десять серийных. Одна машина разбилась на испытаниях на флаттер лопастей в конце 80-х. Погиб лётчик-испытатель Ларюшин. Вторую ушатал генерал Воробьёв во время тренировочного полёта. Было как в старой рекламе: "Тут мы выпили ещё фанты, и Макс решил, что ему вообще всё можно". Надо сказать, что Воробьёв остался в памяти всех его знавших, как символ "винтокрылого бога". Он показал истинные возможности Ка-50, о которых не подозревали даже конструкторы. Сам он, воевавший на Ми-24, имея тысячи часов налёта, говорил, что Ка-50 - это любовь всей его жизни и он не знает большего наслаждения,чем пилотаж этой машины. Он регулярно приезжал в Торжок, брал вертолёт летал просто "жечь". Он первым выполнил на нём прямую мёртвую петлю (до этого считалось, что на соосном вертолёте её сделать невозможно), а так же разработал уникальную фигуру ухода от атаки зениток, которая называется "сухой лист Воробьёва". Выполнить её можно только на Ка-50/52. основная идея всех проработанных Воробьёвым фигур заключается в том, что в отличие от любого одновинтового вертолёта, Ка-50 при любом защитном манёвре способен продолжать обрабатывать цель всеми видами оружия. Это самый опасный для наземного противника боевой вертолёт в мире. Любой пилот, который на нём летал, это подтверждал.
Оставшиеся сегодня в строю Ка-50 находятся в составе 344-го Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке. Насколько мне известно, "на ходу" сейчас 4-5 бортов, остальные невозможно поддерживать в лётном состоянии из-за нехватки запчастей: большинство их производителей давно уничтожены правительством.
Тем более, нынешние Ка-52 от прежних сильно отличаются даже визуально.
- От каких "прежних"?
Хм... я своими глазами видел две машины этого типа. Мне пора лечиться?
- Было и в самом деле построено два экземпляра. Один из них был списан и часть его агрегатов использовались во втором. Вертолёт с самого начала был "проектом-амбицией", целью которого было: "дайте денег, видите, мы вертолёт почти сделали!" Доводкой машины никто не занимался. При попытке перегнать вертолёт с одной площадки на другую в пределах пары километров - редуктор развалился в воздухе и машина рухнула. Вертолёт в настоящее время не существует, равно как и не существует возможности его воссоздать. (Да и необходимости, если честно).
Ну хоть на этом спасибо.
- Было построено четыре опытных машины и восемь-десять серийных.
Если верить серийным номерам - было не меньше шести опытных и не меньше трех полных серий по пять машин и еще одной неполной. Это не считая макетов, планеров и прочих статических творений.
В Торжке находятся почти вся 3-я серия и пара откапиталенных машин второй. Бортовые номера с 23 по 28.
Можно дату войсковых испытаний и фамилии летчиков, оставивших восторженные отзывы? Желательно тех, кто помоложе. Эти данные не являются секретными.
а большое количество недособранных машин просто бросили гнить в Торжке под открытым небом
Это достоверная информация? Если да, то можно уточнить их точное месторасположение на территории центра?
Вертолёт с самого начала был "проектом-амбицией", целью которого было: "дайте денег, видите, мы вертолёт почти сделали!"
А как же комплекс Ка-60 - Ка-52 - Ка-50? Или это тоже легенда?
Ка-52 выпустили уже 8 серий, не считая опытных и переделанных из Ка-50. Они сильно различаются между собой, но, как и с Ка-50, можно выделить два семейства. Визуально отличаются наличием штатной пушки.
- Моя мать 20 лет работала первым помощником главного конструктора Ка-50. Первая опытная машина была для статических испытаний. На второй разбился Ларюшин. Это было ещё в 80-е. В 90-е летало и полноценно испытывалось 4 борта. Их отличали по раскраске. Точно уже не помню, но по-моему "четвёрка" была камуфляжная в жёлто-зелёном, а "тройка" чёрная.
и не меньше трех полных серий по пять машин и еще одной неполной. Это не считая макетов, планеров и прочих статических творений. В Торжке находятся почти вся 3-я серия и пара откапиталенных машин второй. Бортовые номера с 23 по 28.
- Ну да, после того, как вертолёт больше не может летать - он встаёт в "аллею дров". Только вот бортовые номера давались не по порядку. Там где-то дыра была в серии, кроме того, серийные машины нумеровались следующими после опытных машин номерами.
28 летающих Ка-50 не было, это абсолютно точно.
Можно дату войсковых испытаний и фамилии летчиков, оставивших восторженные отзывы? Желательно тех, кто помоложе. Эти данные не являются секретными.
- Спрошу сегодня. На память я, естественно, всего не помню. Но моя мать разрабатывала систему оповещения о критических режимах для Ка-50, и в ходе этой работы общалась с десятками пилотов. Ни один плохих отзывов о Ка-50 не оставил. Большим фанатом этой машины был Лавров, но он тоже погиб несколько лет назад. Из-за нищенской зарплаты вынужден был брать "халтуру на дом". Колымил на Ка-126 и между зданиями намотал кабель на втулку винта... Не дотянул до площадки буквально метров 10...
Это достоверная информация? Если да, то можно уточнить их точное месторасположение на территории центра?
- Уточню, хотя они вроде на гугл-мапс были видны. Просили несколько лет назад один такой "труп вертолёта" передать администрации города Люберцы для установки на постамент, аналогично стоящему сейчас в городе Ми-24. Подписи собирали. Но отказали.
А как же комплекс Ка-60 - Ка-52 - Ка-50? Или это тоже легенда?
- Это 100% легенда. Когда разрабатывался Ка-50, ни о каких Ка-52 и Ка-60 речи не шло. Ка-52 делался под давлением сверху. В КБ не хотели его делать, потому что вертолёт был заведомо хуже.
Был эскизный проект Ка-50-2 (его ещё в шутку называли Ка-48). Представлял собой Ка-50 с удлиненным носом и тандемной кабиной. Такая схема позволяла здорово сохранить живучесть. Делался этот эскиз в качестве ответа на запрос иностранных заказчиков (Индонезии и Китая) о возможности постройки двухместного варианта. Не было даже макета. Но эскизные чертежи китайцам всё-таки продали и те использовали часть технических решений при разработке своего вертолёта, который не так давно у них в войска пошёл.
Ка-60 был с самого начала мертворожденным, никто и никогда даже не рассматривал всерьёз возможность его запуска в серию.
- Тут тоже есть ряд легенд.
1. Часть Ка-52 делали ещё до того, как он прошёл испытания. Само принятие на вооружение - чистой воды блеф, вертолёт сырой настолько, что его нельзя считать даже условно боеспособным. Если есть возможность - поговорите с любым рабочим с серийного завода. Это как бы не секрет, об этом знают абсолютно все, причастные к его производству или эксплуатации.
2. Ка-52 невозможно переделать из Ка-50. Это полный бред. Там вообще ничего общего нет. И корпус, и компоновка, и оборудование - всё другое.
3. С пушкой всё совсем смешно. Не может Ка-52 из неё стрелять. Начинается резонансное раскачивание по крену до 80 градусов. Пытались решать проблему переносом пушки, но, насколько я знаю, так и не решили. Это одна из причин, по которой до конца прошлого года вертолёт отказывались подписывать по испытаниям даже за очень огромную взятку. В итоге каким-то административным ресурсом кто-то на приёмщиков в итоге надавил, надо полагать, но проблемы с машиной это, понятно, не решило.
Теоретически вертолёт довести скорее всего можно. Но для этого надо сначала расстрелять половину руководства, а потом приползти на брюхе с дорогими подношениями к паре десятков уволенных специалистов. И ещё полсотни... за границей что ли нанять? Никто уже не знает где их брать, потому что сгноили "эффективные менеджеры" нашу вертолётную отрасль.
В том виде, как всё есть и идёт сейчас - нет и не будет у нас полноценного современного боевого вертолёта.
А еще вчера Ка-52 замечательно стреляли из пушек и даже попадали
Прошу прощения за задержку, добрался до места только сейчас ))
В принципе, по последним данным сейчас (когда НАКОНЕЦ-ТО после третьего заклинившего редуктора (один заклинил на земле, второй на высоте 1м, третий успели "поймать" на смертельном дефекте благодаря системе диагностики после выработки около 5-и часов) признали то, о чём ВСЕ спецы говорят уже 15 лет: Ми-28 не может быть боевым вертолётом) в Ка-52 начали экстренно вливать бабло - не исключено, что какую-то часть дефектов допилили или (очень хочется в это верить) допилят в обозримом будущем. Так-то вертолёт неплохой, просто пока сырой штапесец.
Если вкратце, то в Торжке нет ни одного списанного Ка-50.
- Ну, я за ними не слежу, могли уже утилизировать куда-нибудь...
передать администрации города Люберцы для установки на постамент
А причем здесь подписи? Такое можно сделать только по приказу главкома. И не проще было на предприятии выпросить?
-Ну, а как же! У "Апача" примерно 11м, У Ми-24/35 10м, у Ми-28Н около 12м при стрельбе по курсу и около 22м при стрельбе вбок.
Каждый пилот обязан знать рассеивание своего оружия, чтобы принимать решение о стрельбе исходя из него. На гос испытаниях в обязательном порядке это фиксируется и вносится в РЛЭ, как же иначе!