Буднично несуетлива
Оружейская работа:
В чрево эмбрионы взрыва
Нежно вводят перед взлетом.
В парадоксах войнозданья
Не отыщешь серединки:
Час зачатья - час закланья.
Что крестины, что поминки...
Суматошно на подходе
Нас калибры обнимают.
Сквозь помехи в шлемофоне:
"Мы над целью. Начинаем."
Втиснуты года в минуты,
Дробь осколков нервы лижет.
Фейерверки и салюты
Ненавижу! Ненавижу!!!
Под натужный рев в зените
Нараспашку бомболюки.
Боевых прямые нити -
Наши родовые муки!
В хрупкой скорлупе кабины
Я насажен, как на вертел.
И брюхатая машина
Разрешается от смерти...
Полутонной жути нота
Души комкает незримо,
В землю вжатая пехота
Молит - мимо-мимо-мимо...
Но молитвы не услышит
Всемогущий и Всеблагий...
Он треблинским дымом вышел.
Он растоптан в пыль ГУЛАГом.
Он внезапного вчерашней
Стал добычей артналета.
Он распят в солдатской пряжке
Пулей заградпулемета!
Свыше прервана молитва.
Стерты судьбы, жизни, лица...
Тройка ангелов над Битвой
На обратный курс ложится...
------------------------------
Оружейская работа:
В чрево эмбрионы взрыва
Нежно вводят перед взлетом.
В парадоксах войнозданья
Не отыщешь серединки:
Час зачатья - час закланья.
Что крестины, что поминки...
Суматошно на подходе
Нас калибры обнимают.
Сквозь помехи в шлемофоне:
"Мы над целью. Начинаем."
Втиснуты года в минуты,
Дробь осколков нервы лижет.
Фейерверки и салюты
Ненавижу! Ненавижу!!!
Под натужный рев в зените
Нараспашку бомболюки.
Боевых прямые нити -
Наши родовые муки!
В хрупкой скорлупе кабины
Я насажен, как на вертел.
И брюхатая машина
Разрешается от смерти...
Полутонной жути нота
Души комкает незримо,
В землю вжатая пехота
Молит - мимо-мимо-мимо...
Но молитвы не услышит
Всемогущий и Всеблагий...
Он треблинским дымом вышел.
Он растоптан в пыль ГУЛАГом.
Он внезапного вчерашней
Стал добычей артналета.
Он распят в солдатской пряжке
Пулей заградпулемета!
Свыше прервана молитва.
Стерты судьбы, жизни, лица...
Тройка ангелов над Битвой
На обратный курс ложится...
------------------------------
а также фоту в дневнике, если фота о чём-либо говорит)
"Так прИходит мирская слава", что ли... ))
яркие стихи об авиации - явно в числе того, чего людям не хватает)
Skynova Есть всего несколько вирпилов, которые пишут стихи не хуже, чем реальные ветераны. Ясно, что среди авиаторов и других вирпилов они известны и популярны. Думаю, что спроси любого - и первые двое, кого вспомнят - ты и SkyFаn.
Вот тут читали разное: www.diary.ru/~carriers/p43593220.htm
Столько времени прошло...
Другая жизнь была... )
А если серьезно...
Инстинкт самосохранения сработал...
Наверное, в данном сообществе нет смысла ее излагать.
Может, в дневнике было бы уместней...
Ну а суть, в общем-то, банальна - просто осознала, что пора перебираться в страну более приспособленную для жизни...
Kordhard, вполне согласна. но про авиацию - особый дефицит, по-моему.
и не знаю, какие-такие реальные ветераны-лётчики вообще пишут сильные, яркие стихи об авиации. оно и в прозе-то знаю только одного автора - Анфиногенова /называть другие имена не нужно - разве что для других читателей, на случай - вдруг кто не знает; читала очень много, и наших, и переводных, и художественного, и мемуарного - и вот/; а уж стихов и совсем нет - кроме военного фольклора, который, да, бывает очень хорош; но и его дошло мало.
из неветеранов же и немногих авторов качественных стихов по теме - наиболее известен Высоцкий.
- Другая жизнь была... )
- Ну, ты же здесь и твоё стихотворение тоже...
Skynova, вот-вот)
Елена А. По моей ссылке ходила? (www.diary.ru/~carriers/p43593220.htm)
но, возможно, Вы говорили "не хуже" в смысле - с не меньшей достоверностью чувства. - конечно. на то и есть талант.
и за хорошее стихотворенье - обидно.
да и вообще... много есть прекрасных верлибров. а что касается отсутствия правильного ритма - то акцентником /неритмизованным, но рифмованным стихом/ сейчас, кажется, только совсем уж ленивый не пишет. а Вы - кавычки... (
Kordhard, здесь речь не о вкусах. а о том, что не стоит личные вкусы возводить в абсолют. если лично Вы не понимаете верлибры - это ещё никак не значит, что они вообще плохи. не надо было ставить кавычки, нет для этого никаких оснований, вот я о чём.
Фишка в том, что я не считаю верлибры стихами. ИМХО это совершенно отдельный жанр, который к некоторым видам прозы намного ближе, чем к многим видам поэзии.
но кавычки, к сожалению, при всём этом выглядят как простое оскорбление, а не как сложное примечание. ( выражают отнюдь не скромное частное мнение неспециалиста, а обобщённое /в данном случае, как и во многих, если не в большинстве подобных случаев - неправомерно обобщённое/ суждение по вопросу.
подумалось о достоверности. относительно стихов "Вольной" - могу согласиться только по поводу достоверности переживаний /соответствия их тому, что выражено и в стихах участников событий и военном фольклоре; если не безусловного соответствия, то значительного/.
а вот решение темы достоверным никак не назову. такой взгляд, по-моему, ближе скорее пилотам союзников; и отчасти - немцам и японцам 1945 года, хотя и в 1945 немцы и японцы были разные.
но это, по мне, ещё мелочь...
*
"конфликт двух стран" - это никогда не "просто". *вздох* и меньше всего это было "просто" в той войне.
а что касается солдат, то, наверно, бывало по-всякому; но в 1945 у немцев и японцев это, похоже, было распространённое чувство - тоскливая жуть. и у союзников такое было.
наверно, бывало и у наших, особенно в начале войны... но не стало распространённым или главным. даже в тылу.
впрочем
Когда читаешь красиво зарифмованное стихотворение - кажется, что его чувства льются прямо в сознание, минуя текст. А верлибры... Ну... Как объяснить разницу в восприятии...
Вот: когда читаешь стихи - как на роликах по идеально ровной бетонке мчишься, выделывая красивые пируэты. А когда верлибры читаешь - как по перепаханному под картошку полю после дождя идёшь. Идти можно. Но вот той лёгкости, чувства полёта - нет.
Что касается "достоверности" - Вольная же не пытается стилизовать свои стихи именно под тех людей. Она пишет о СВОИХ по сути переживаниях, своём видении. Именно поэтому стихи получаются такими живыми и сильными - они настоящие, это не имитация.
Помню, кто-то пытался в своё время на "желтом" говорить, мол "Какого хрена! Как можно писать о тех вещах, в которых лично не участвовал? Как может вирпил писать о реальны лётчиках?"
Вольная тогда написала парродию на собственное стихотворение. Что-то там про "Джой китайский до хруста сжимаю" и что-то про "кчку пикселей на мониторе". Не могу найти...
Но стихи-то настоящие. И именно в сравнении с поэзией реальных лётчиков это видно. И это - главное. А "достоверность"... Она актуальнее для документальной и научной литературы. Для художественной прозы - уже постольку-поскольку, ну а для поэзии... Не было бы ляпов совсем уж жёстких - и ладно.
Я бы даже так сказал: если при первом прочтении стихотворения ляпов не замечаешь - значит оно написано хорошо.
В качестве примера прозы, которая по своему настроению ближе к поэзии, я могу привести "Закрайки" Николая Старченко. Коротенькие эмоциональные зарисовки, буквально по паре абзацев, на тему природы и охоты.
Для меня важно то, "льётся" текст, или "сыплется камнями". Перво - стихи, второе (лично для меня) - нет.
...кое-что заметила сразу, при первом... (
Вольная же не пытается стилизовать свои стихи именно под тех людей.
прямо... и под тех в том числе. Вы же сам не просто так сравнили её стихи с произведениями именно тех людей, тексты даже для сравнения привели. и речь вели именно о том, что, вот, компьютерные игры помогают виртуальным пилотам понять чувства людей того времени...
и помогают - но, видно, не во всём...
Она пишет о СВОИХ по сути переживаниях, своём видении.
дада. и здесь противоречие. с одной стороны - воспроизводятся чувства, переживания тех людей. происходит настройка автора на те чувства, и через автора они передаются читателю, так сказать.
а с другой - отношение к событиям, свойственное тем людям, не воспроизводится. похерено, и вместо него поставлено именно что авторское видение.
и это не есть хорошо, считаю.
*
...а когда читаешь хороший верлибр, то как будто идёшь по лесу или по берегу моря и дышишь свежим воздухом)
и не всё то реактивное, что самолёт)