

читать дальшеЖенщины все активнее осваивают штурвалы авиалайнеров
Валерий Родиков
Женщины все активнее осваивают штурвалы авиалайнеровПо состоянию на 8 марта 2011 года в «Аэрофлоте» — девять женщин-пилотов. А еще сравнительно недавно была только одна — Ольга Грачева, ныне командир Боинга-767. Тенденция роста женского летного состава налицо. И в этом нет ничего удивительного. В мире растет число женщин-пилотов. В США коммерческих женщин-пилотов — более 7000, а капитанов воздушных судов — около 800. В Америке женщины не редкость и в военной авиации. Уже есть полностью женские экипажи транспортных гигантов С-130, боевых вертолетов «Апач»… Эти факты говорят о том, что женщин в авиации, как это ни обидно для мужчин, с каждым годом будет все больше. Даже на консервативном в женском вопросе арабском Востоке в авиакомпании Etihad Airways есть женщины-пилоты на А320. В России пока в авиакомпаниях не более двух десятков пилотесс. За границей женщина-пилот стало нормой, а в России пока остается подвигом. Об одной из них Надежде Кужельной — пилоте аэробуса А320 с космическим прошлым — наш рассказ.
Надежда Кужельная — единственная в мире действующая пилотесса, обладающая дипломом космонавта! За всю историю отечественной космонавтики только три женщины побывали в космосе — Валентина Терешкова, Светлана Савицкая и Елена Кондакова. Еще несколько лет назад в этом списке могла появиться Надежда Кужельная. О Надежде писали много, особенно накануне ее несостоявшегося полета. До отряда она окончила МАИ, научилась летать в аэроклубе, выступала в женской пилотажной группе при ОКБ имени Сухого, стала членом команды «Ласточки» — женской сборной России, по мастерству не уступающей пилотам «Русских витязей» или «Стрижей».
Оставалось всего полшага до космической орбиты, но места на кораблях «Союз ТМ» стали продавать иностранцам. У русских возможность полететь была только в кресле командира корабля. На это место мог претендовать только тот, кто имел опыт космических полетов. Десятилетиями не иметь перспектив на полет и получать зарплату космонавта — это ее не устроило. В 2003 году она, последняя женщина в российском отряде космонавтов, в неполные 40 лет ушла из отряда.
Только недавно стали летать в космос те, кто готовился с ней. А она реализовала свою юношескую мечту: окончила Ульяновское высшее авиационное училище и стала пилотом гражданской авиации. Будучи в «Аэрофлоте», освоила два типа самолетов: Ту-134 и А320.
«Я благодарна «Аэрофлоту»: поверить в женщину-пилота и доверить ей управление пассажирским самолетом — смелый шаг, на который отважится не всякая авиакомпания».
Сначала было физически тяжело: 134-я «тушка» изначально сконструирована как военный самолет, с расчетом на рослых, широкоплечих парней. Результаты долговременных неестественных положений позвоночника она вылечила своим методом, приобретенным в бытность пилотажника, когда перегрузки на спортивном самолете Су-26 составляли от -9 до +12. После Ту-134 аэробус А320, за штурвал которого несколько лет назад пересела Надежда, показался ей настоящим раем. Компьютеризированный лайнер требует от пилота не физической силы, а интеллектуального мышления. Ей пригодились навыки программиста, которым она работала несколько лет, а также год учебы в МГУ на вечернем отделении мехмата.
Дочка Катя, которая родилась в 1999 году, ждет маму на земле. Если дочь однажды скажет: «Хочу быть пилотом», Надежда ответит: «Тебе придется отказаться от огромного количества вещей, много работать над собой и никогда не плакать, несмотря на то, что ты — девушка…» В этих словах ее собственный опыт, ее жизнь, в которой теперь она ни о чем не сожалеет. Но, похоже, что дочь и без маминых слов все уже поняла, и потому не хочет быть летчиком. А сама Надежда считает, что быть пилотом «Аэрофлота» — не менее престижно, чем космонавтом. Надежда у нее есть, она заключена в ее имени, которым ее нарекли родители.
Источник публикации: www.promweekly.ru/2011-8-6.php
@темы: Гражданская авиация, Новости, Ссылки, Статьи, Фото