Шасси, крылья, хвост - вот мои документы!
Товарищи авиафанты, есть вопрос.
Откуда пошла расшифровка аббревиатуры ЛАГГ, как ЛАкированный Гарантированный Гроб? Мне два моих товарища, оба неплохо знакомые с темой военной авиации, дали совершенно противоположные ответы. Один утверждает, что ЛАГГ был вовсе не плох, только мотор бы ему помощнее. А автор обидного прозвища - не кто иной как сам товарищ Яковлев, конкурент, интриган и вообще нехороший человек. Другой доказывает, что ЛАГГ такого прозвища вполне заслуживает и действительно мог получить его от лётчиков, которым довелось на нем летать. Ибо тяжелый, плохо маневрирует и по ТТХ противнику заметно проигрывает.
У меня самой источников по данной теме мало. Есть Драбкин "Я дрался на истребителе". Там лётчики, летавшие на ЛАГГах, отмечают то, что самолёт "дубоватый", "тяжелый", но "летающим гробом" его никто не называет. Есть также подборка фильмов из серии "Red Stars", где ЛАГГ именно так и окрестили. Так где же правда? И кто, в самом деле, придумал детищу Лавочкина такое прозвище?

Комментарии
11.12.2008 в 15:39

Внутренняя сила человека обратно пропорциональна разнице между его "быть" и "казаться".
На самом деле, ЛаГГ был очень хорошим самолётом, имевшим, как и любая другая машина, свои плюсы и минусы. Дубовость и большой вес приводили к тому, что с одной стороны самолёт отлично пикировал, моментально набирал скорость при датии ручки от себя, и еще хорошо держал пулевые прострелы. Минусом было то, что он очень плохо набирал высоту, моментально терял скорость в вираже и о-очень долго после этого разгонялся по прямой. Важным плюсом была и огневая мощь, сконцентрированная в носу, т.е. огневой пучок был очень плотным, целиться было удобно - не было проблем со сведением крыльевых стволов.
В результате получился самолёт для профи: опытный лётчик строит рисунок боя с минимумом манёвров в горизонтали, всегда максимально сохраняет энергию, стреляет на проходах (вот где важна масса секундного залпа!), сочетает пикирования с горками, сохраняя скорость. Такой лётчик мог выполнять почти любую задачу, и успешно противостоять любым самолётам противника, если бой начинался хотя бы на равной высоте. А имея превышение, пилот ЛаГГ-а мог в полной мере реализовать свои преимущества.

Проблема заключалась в том, что таких вот опытных лётчиков в 1942 году было - по пальцам пересчитать. Большинство же имели минимальный налёт на И-16 и И-153. Манера боя на этих самолётах совершенно иная: поликарповские истребители "ходили за газом", т.е. моментально набирали скорость в горизонтальном полёте, имели отличную скороподъёмность (И-153 - просто вертолёт!), выполняли виражи практически на фиксированной скорости. Очень хорошо описано это в мемуарах Речкалова: пилоты перед войной всерьёз полагали, что в воздушном бою рулит бычка и физуха: кто с большей перегрузкой и струями с законцовок вираж крутанёт - тот и чемпион! Привыкнув к тому, что главный приём в воздушном бою - это "ручку до пупа", такие лётчики в бою на ЛаГГ-3 моментально сливали скорость и теряли инициативу. Чтобы хоть как-то ускоритсья, им приходилось постоянно пикировать. Очень скоро бой сползал к земле, и ЛаГГеры оказывались там без скорости и без высоты. Вот тогда-то и возникало ощущение, что ты в гарантированном гробу: вроде и летит, а ничего сделать не можешь, а фашист с тобой что хочешь сделать может. Фактически, ЛаГГ-3 без скорости у самой земли превращался в штурмовик или бомбардировщик без заднего стрелка - такой же тяжелый, неуклюжий и уязвимый. Добавим к этому отсутствие кругового обзора, и получим Ла-кированный Г-арантированный Г-роб.
11.12.2008 в 18:12

La vatnique
Забыл самое главное - опытный экземпляр действительно был лакированным.
11.12.2008 в 18:52

Шасси, крылья, хвост - вот мои документы!
Derflinger За что его окрестили "роялем". Но про "гроб" речь тогда не шла.
11.12.2008 в 20:29

апасный чувак с тёмной стороны
а фотки можно? :shuffle:
11.12.2008 в 21:05

Шасси, крылья, хвост - вот мои документы!
Вот он

11.12.2008 в 21:10

апасный чувак с тёмной стороны
хм... :upset:
У-2_кукурузник
спасибо)
11.12.2008 в 22:51

Внутренняя сила человека обратно пропорциональна разнице между его "быть" и "казаться".
forums.games.1c.ru/?type=flat&tid=308601
Я как-то где-то уже приводил эту ссылку - тут описание боя, где некоторые характерные моменты связанные с переходом с И-153 на ЛаГГ-3 присутствуют.
12.12.2008 в 14:56

La vatnique
У меня есть неосуществимая мечта - увидеть цветную фотографию того самого опытного экземпляра мебельной сборки.

Это вообще мой самый любимый самолет в плане дизайна.
12.12.2008 в 20:41

Внутренняя сила человека обратно пропорциональна разнице между его "быть" и "казаться".
Derflinger ЛаГГ-3 вообще, или конкретно "летающий рояль"?
12.12.2008 в 23:02

La vatnique
Вообще. Офигенно красивый самолет на мой взгляд. В Ил-2 иногда летаю на нем - плююсь, но летаю.
12.12.2008 в 23:09

Внутренняя сила человека обратно пропорциональна разнице между его "быть" и "казаться".
Как из характеристики лётчика: "Летать любит, но боится. Пьёт много, но с отвращением". ;-)
На самом деле, я тоже его очень люблю. Причём не столько за внешность (она-то как раз, на мой вкус, довольно стандартная), сколько за характер в воздухе. Мой самолёт, как и МиГ-3 (обязательно с подвесами!). Аккуратный, неторопливый в маневрировании, но мощный и смертоносный. Уж жахнул, так жахнул!

12.12.2008 в 23:18

La vatnique
МиГ-3 (обязательно с подвесами!).
Я на МиГ без дополнительных пулеметов не сажусь. Когда обнаружил что на МиГ-3 АМ38 ничего такого не предусмотрено, рыдалъ. У ЛаГГа аэродинамика лучшая в СССР на момент создания, ну и вооружение сказочное, да. Бомбардировщики одно удовольствие распиливать.